«У меня зазвонил телефон…»
В конце XIX века появился еще не совершенный, но уже получивший право на триумфальное шествие «аппарат для передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества» - телефон. «Теле»- далеко, «фон» - звук. Первоначально телефону пытались присвоить имя «дальнеговорильня».
Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть у вас дома телефон, надо научиться правильно его использовать и правильно говорить по телефону.
А вы умеете правильно говорить по телефону?
Давайте проверим. Попробуем ответить на следующие вопросы (написать на доске):
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1) Когда звонить по телефону считается неприличным? |
Выражать сочувствие по телефону не принято. Если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием вы поможете преодолеть горе. Если вы здоровы и крепки, то обойтись сочувствием по телефону просто не прилично. |
2) Есть ли временные границы для телефонного звонка? |
Время для телефонных разговоров ограничено рамками рабочего времени, если звонок сугубо деловой. Не рекомендуется звонить по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов – в выходные, заканчиваться телефонные звонки должны не позднее 10 часов вечера. |
3) Всегда ли нужны вежливые слова в телефонном разговоре? |
Вежливые слова неуместны при обращении к телефонистке, при получении справки: здесь нужна четкая информация, конечно без «пожалуйста» и «спасибо» здесь не обойтись. |
4) Можно ли беспокоить соседей, имеющих телефон? |
Нет, только в экстренных случаях при вызове пожарных, скорой помощи и т.д. |
5) А как же следует правильно говорить по телефону? |
По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом. При разговоре по телефону важны первые произносимые вами слова. Например, «Здравствуйте. Это звонит Миша Казаков. Можно Лену к телефону?» А не начинать «Кто?» или «Кто у телефона?» Если же вы не уверены, туда ли попали, нужен вопрос: «Это квартира Ивановых?» «Книжный магазин?» «Цирк?». Звонящий обычно просит позвать к телефону нужного человека, эту просьбу надо сопровождать словами: «Будьте добры, позовите к телефону Наташу», «Наташу можно?», «Пригласите, если не трудно, Елену Иванову».
В разговоре, даже между друзьями нельзя использовать словечки, как «ну», «ага», они портят речь, делают ее уродливой и затрудняют понимание.
Телефонный разговор должен быть кратким. Не ведите по телефону пустой болтовни. Если кто-то неправильно набрал номер и случайно попал к вам, не грубите, а вежливо ответьте: «Простите, вы ошиблись номером».
Старайтесь по меньше использовать телефон, ведь общение ничто заменить не может.
Американские психологи пришли к выводу, что телефон при всех своих достоинствах сокращает жизнь современного человека на 3-4 года.
Дело здесь в постоянном напряжении нервной системы из-за ожидания звонка, который может раздаться в любую минуту. |
Разберем ситуации:
1)Бабушка звонит папе на работу:
- Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Ильича Муратова. Его спрашивает мать.
- Подождите, пожалуйста. Сейчас я его позову. |
Оцените разговор!
Бабушка хорошо умеет разговаривать по телефону. Какие вежливые слова она употребила? Вежливо ли ответили бабушке?
|
2) Нюша звонит маме на работу:
- Алло! Здравствуйте. Позовите пожалуйста маму.
- Какую маму?
- Нюшину и Федину… |
Как вы думаете, поговорила ли Нюша по телефону со своей мамой?
Научите Нюшу как нужно было разговаривать. |
3)Юра звонит Феде:
- Алло! Федя, это ты? Здравствуй. Говорит Юра. Я хочу пригласить тебя вместе с Нюшей на день рождения. Приходите, пожалуйста, завтра, в 3 часа дня, только обязательно. Буду ждать.
- Спасибо, что позвонил, спасибо за приглашение. Обязательно придем. |
Правильно ли говорят мальчики по телефону?
Это разговор – приглашение. Все правильно. Выдержан этикет, чувствуется, что мальчики очень дружны. |
4) Звонит телефон. Федя берет трубку:
- Алло! Кто говорит? Федя?
- Ну-уу
- Федя, это ты?
- Ну
- Ты меня узнал?
- Ну
- Это Юра
- Ну
- … |
Понравился ли вам разговор мальчиков? Исправьте Федины ошибки. |
|